Завоевание Сербии турками

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Сербское царство к концу правления Стефана Душана. Красным пунктиром обозначены современные границы Сербии.

За годы правления Стефану Душану удалось создать огромное государство. После войн с Византией и Венгрией в него вошли Македония, Эпир, Фессалия, часть Фракии — то есть, помимо земель населённых славянами, также греческие и албанские территории. Вместе с тем, целый ряд областей, населённых сербами (преимущественно на венгерской и боснийской границах) остался вне пределов Душанова царства. При Душане усилилось византийское культурное влияние: при дворе был введён византийский церемониал, начали использовать византийские титулы[1]. Отсутствие экономического и культурного единства, сохранившаяся роль местной знати в управлении недавно завоёванными территориями — всё это создавало предпосылки для развала страны.

Предшествующие события

[править | править код]

Сербское царство, созданное усилиями Стефана Душана, ненамного пережило своего основателя— уже в 1356 году в стране разгорелась первая междоусобица: сводный брат Душана, правитель Эпира Симеон Синиша, провозгласил себя царём и попытался свергнуть нового императора. Вслед за этим последовало отпадение Албании и Фессалии, практически независимой стала Македония (один из её правителей, Вукашин Мрнявчевич, в 1365 году принял титул короля). Даже в собственно сербских землях процесс распада шёл с полной силой и власть сосредоточивалась в руках местных вельмож: в районе Косова поля реальной властью обладал князь Воислав Войнович, в центральной Сербии — князь Лазарь Хребелянович, в районе Ужице, Рудника и Подринья — Никола Альтоманович; подняла голову и знать Зеты — здесь утвердились трое братьев Балшичей, с 1366 года переставшие подчиняться Стефану Урошу V даже номинально. Таким образом, за относительно краткий срок на месте единого государства, распавшегося, по выражению Иоанна Кантакузина, «на тысячу кусков»[2], появилось множество крупных и мелких владений. Единство сербских земель после смерти последнего представителя династии Неманичей Стефана Уроша V в 1371 году поддерживалось практически исключительно единством православной церкви в лице Печской патриархии, которая в 1375 году добилась канонического признания Константинопольским патриархатом. В 1377 году сербскую корону принял бан Боснии Стефан Твртко I, однако, хотя его королевский титул признавали князь Лазарь и Вук Бранкович, власть Твртко I была чисто номинальной. После смерти царя Душана созданное им Сербо-греческое царство распалось. Как писал сербский историк XVIII века Йован Раич[3]:

Общаго врага при дверехъ смотряще, Сербская Господа, невняли мыслию, и Греческимъ примеромъ неочувствовалися, но къ общей погибели спешаще в разногласии пребывали…

Завоевание Сербии турками

[править | править код]

Междоусобные войны между князьями сильно ослабляли обороноспособность сербских земель в условиях нарастания турецкой угрозы. Уже в 1371 году в Марицкой битве турки разгромили войска южносербских правителей во главе с королём Вукашином, после чего Македония перешла под власть Османской империи.

В этот период турки сформировали стратегию своей экспансии[4]. Они охотно участвовали в междоусобицах христианских правителей, при этом постепенно осваиваясь на их территориях и подчиняя себе тех, кому ранее обещали помогать. В качестве повода для подчинения себе той или иной области они обычно использовали смерть местного правителя или усобицы в его семье. Свои походы османы предпринимали на достаточно далёкие расстояния. Как правило, во всех областях Балканского полуострова турецкие отряды появлялись задолго до того, как османское государство становилось их непосредственным соседом[4].

После битвы на Марице османы расширили круг своих вассалов, им подчинились города на Эгейском побережье и важные транспортные пути. В 1383 году они приблизились к Салоникам, захватив Серре и окрестные области. Уже тогда к ним обращались монахи из афонских монастырей, чьи владения оказались под угрозой и которые пытались сохранить свои обители от разорения. Посредством полуострова Галлиполи османы поддерживали связь с Малой Азией, а также наладили контакты с Венецией и Генуей, враждовавшими друг с другом из-за влияния над остатками некогда мощной Византии[4].

Битва на Косовом поле.
Адам Стефанович, 1870-е гг.

На землях князя Лазаря Хребеляновича турки появились ещё в 1381 году, когда княжеский воевода Цреп разбил их на Дубравнице близ Парачина[4][5]. Вероятно, турецкий отряд оказался там после операции в Болгарии. В 1386 году османы предприняли гораздо более серьёзное вторжение. Их армию возглавлял сам Мурад, который дошёл до Плочника в Топлице. Во время этого похода турки атаковали монастырь Грачаница, где сгорела внутренняя башня, хранившая ценные рукописи и книги[4].

Башня деспота Стефана Лазаревича в Белградской крепости.
Ресавский монастырь и крепость. XV век.

Попытка объединить сербские земли для организации отпора туркам, предпринятая князем Лазарем при поддержке Сербской православной церкви, не увенчалась успехом: 15 июня 1389 года (в день Св. Вита — Видовдан) в битве на Косовом поле, несмотря на героические усилия сербов, они потерпели поражение. Князь Лазарь погиб. Хотя его сын Стефан Лазаревич сохранил свою власть, он был вынужден признать сюзеренитет Османской империи и участвовать в турецких походах. Косовская битва и подвиг Милоша Обилича, убившего османского султана Мурада I в начале сражения, позднее стали одним из важнейших сюжетов сербского национального фольклора, символом самопожертвования и единения сербского народа в борьбе за независимость.

В первой половине XV века, когда натиск турок временно ослабел из-за угрозы со стороны Тамерлана, Стефан Лазаревич предпринял попытку восстановления Сербского государства. Он принял византийский титул деспота и, опираясь на союз с Венгрией, которая передала ему Белград и Мачву, вновь подчинил Зету (кроме Приморья), Сребреницу и ряд южносербских областей. Была возрождена центральная администрация, укрепилась власть князя, активно поощрялся горнорудный промысел и городские ремёсла, началось проникновение в Сербию идей гуманизма и эпохи Возрождения. Новый подъём переживала архитектура («моравская школа», представленная, в частности, монастырями Ресава[6] и Раваница[7]) и литература (произведения патриарха Данилы III и самого Стефана Лазаревича). Столицей Сербской деспотовины стал Белград, в котором была построена хорошо укреплённая крепость, частично сохранившаяся до наших дней. Хотя в результате нового вторжения турок в 1425 году были потеряны Ниш и Крушевац, а затем под власть Венгрии перешёл Белград, новая столица Сербии — Смедерево, основанная деспотом Георгием Бранковичем, переживала свой расцвет и завоевала славу второго Константинополя. Но уже в 1438 году началось очередное османское наступление. В 1439 году пало Смедерево. Долгий поход венгерских войск Яноша Хуньяди в 14431444 году позволил изгнать турок с территории Сербии и ненадолго восстановить её самостоятельность. Однако поражение крестоносцев под Варной в 1444 году, разгром венгерского войска во Второй битве на Косовом поле в 1448 году и падение Константинополя в 1453 году предопределили судьбу страны. В 1454 году были захвачены Ново-Брдо и Приштина, а в 1456 году осаждён Белград. Наконец, в 1459 году вновь пало Смедерево. К 1463 году была завоёвана Босния, к 1482 — Герцеговина и, наконец, в 1499 году — Горная Зета. Сербское государство перестало существовать.

«Русский хронограф» 1512 года сообщал[8]:

Внезапу вся в мерзость запустениа быша, вся горести исполнишася, храми разоряхуся и сожигахуся, людие изгонимы бываху… всея земля Серпъские, еже не по мнозе бысть от безбожных турок… Сиа убо вся благочестиваа царствиа… грех ради наших Божиим попущением безбожнии турки поплениша, и в запустение положиша, и покориша…

Последствия завоевания

[править | править код]
Сербские земли под властью Османской империи (кон. XVI в.) Османская империя к нач. XVI в. Присоединения к концу XVI в.

В результате турецкого завоевания сербские земли были разорены, сельское хозяйство пришло в упадок, горнорудное производство практически прекратилось. Начался массовый отток населения за Дунай и Саву, вследствие чего этническая территория сербов существенно расширилась в северном направлении. При этом в обезлюдевшие равнинные области и, особенно, в южные регионы страны (Косово) стали переселятся турки, скотоводы-влахи и албанцы[9]. Христианское население было ограничено в гражданских правах. Тем не менее, в отличие от Албании, Боснии и Македонии, в Сербии ислам приняла лишь небольшая часть населения. В этом главная заслуга принадлежала Печскому патриархату, восстановленному в 1557 году, который в период османского господства играл роль центра национального и культурного сплочения сербского народа[10]. Православная церковь, в целом, сохранила свои привилегии и владения и в качестве особой конфессиональной общности (миллета) пользовалась самоуправлением в культурных и религиозных вопросах, включая возможность создавать начальные школы[11].

После завоевания на Сербию была распространена военно-ленная система, при которой большая часть земли находилась в собственности государства и была разделена на лены, держатели которых — спахии, были обязаны нести военную службу. Остальные земли были переданы церковным и общественным организациям (вакуфы) или закреплены на праве собственности за отдельными представителями турецкой аристократии (мюльк) или семьи султана (султанские хасы). В административном отношении территория Сербии вошла в состав Румелийского эялета, а после завоевания турками Венгрии в середине XVI века области к северу от Ниша были переданы Будскому эялету. Эялеты подразделялись на санджаки. Бывшая территория Сербской деспотовины образовала Смедеревский (после завоевания Белграда в 1521 году — Белградский) санджак. Также, как и греки, сербы, приняв ислам, могли подняться на государственной службе до визирей.

Феодальный класс периода османского господства был представлен практически исключительно мусульманами, как турками, так и принявшими ислам славянами (потурченцы). Основу населения составляло зависимое крестьянство — райа, обладавшее правом наследственного пользования наделами и уплачивающее поземельный (харадж) и подушный (джизья) налоги султану, а также различные платежи феодалу. В Южной Сербии и придунайских областях сохранилась значительная прослойка скотоводов-влахов, пользующаяся определёнными привилегиями и используемая для пограничной службы. В отличие от других стран Центральной и Восточной Европы, крестьяне Османской империи были лично свободными и не были прикреплены к земле, а размер их повинностей регулировался государством.

Примечания

[править | править код]
  1. История культуры славянских народов. В 3-х тт. Т. I. Древность и Средневековье / Отв. ред. Г. П. Мельников. — М.: ГАСК, 2003. — ISBN 5-85291-021-X. — С. 161.
  2. Васильев А. А.  История Византийской империи (Время от крестовых походов до падения Константинополя) Архивная копия от 30 января 2016 на Wayback Machine.
  3. Раич, Йован. . История разных славенских народов наипаче же болгар, хорватов и сербов. — Novakovič, 1794. — С. 672.
  4. 1 2 3 4 5 Чиркович, 2009, с. 107.
  5. Ћоровић, Владимир.  Историја Срба. // Библиотека Растко. Дата обращения: 22 декабря 2012. Архивировано 23 декабря 2012 года.
  6. Монастырь Манасия в Ресаве Архивная копия от 5 марта 2016 на Wayback Machine.
  7. Монастырь Раваница Архивная копия от 30 сентября 2015 на Wayback Machine.
  8. История древнерусской литературы. Аналитическое пособие. — М.: Litres, 2014. — С. 124.
  9. Savich C. K.  The Kosovo Crisis: Origins and History Архивная копия от 17 января 2006 на Wayback Machine.
  10. Ћоровић, Владимир. . Историја српског народа. Књ. 1 / Припремили за штампу Н. Љубинковић, И. Арсић. — Бања Лука: Глас српски; Београд: Ars Libri, 1997. — 497 с. — ISBN 86-7119-101-X. Архивировано 27 мая 2017 года.
  11. История Югославии, т. 1, 1963, с. 202.

Литература

[править | править код]
  • История Югославии. — М.: Изд-во АН СССР, 1963. — 736 с.
  • Листая страницы сербской истории / Е. Ю. Гуськова. — М.: Индрик, 2014. — 368 с. — ISBN 978-5-91674-301-2.
  • Чиркович, Сима. . История сербов. Т. 1. — М.: Весь мир, 2009. — 448 с. — ISBN 978-5-7777-0431-3.